Как избежать трагедии на склоне? Спрашиваем у спасателей Шерегеша

Безопасность – прежде всего! Эту фразу мы слышим и говорим постоянно. Но, помним ли мы о безопасности, когда на ногах лыжи или сноуборд, в крови адреналин, а вокруг горы и снег?

Трагический случай, который произошел в Шерегеше 1 февраля, когда горнолыжник разбился на склоне, всколыхнул интернет и вопросы безопасности обсуждал чуть ли не каждый.

Но! Правила техники безопасности на склоне все должны вспоминать не только после трагедий, их нужно знать, а главное соблюдать каждый раз во время катания.

И хотя, написано огромное количество статей, памяток, листовок и брошюр о том, как сделать катание безопасным, писать про это будут снова и снова. И если даже один человек воспримет эту информацию со всей серьезностью и будет следовать правилам и советам, то он сделает не только свое катание более безопасным, но и окружающих.

Как видит безопасное катание на горнолыжном склоне тот, кто первым приходит на помощь в случае какой-то чрезвычайной ситуации мы узнали у  спасателя 2-го класса, старшего смены поста спасателей на горе «Зелёная» Александра Колесникова.

Расскажите, что в силах каждого для безопасного катания.

Выезжая на трассу с другой трассы нужно обязательно посмотреть наверх, по сторонам и только после этого выезжать. Скоростной режим очень важен и главное, его соблюдать при передвижении по трассам. Высоким скоростям здесь не место – это не допустимо, ведь это не спортивная трасса, где всего один спортсмен и больше никого нет. Помните, вы в зоне общественного катания и отнеситесь к этому с пониманием.

Дайте совет от спасателя.

Совет от спасателей – включайте голову. Мы очень часто вечером, когда закрываем трассу, встречаем туристов, которые вообще первый раз на лыжах и находятся они на самых крутых спусках. Если вы впервые встали на лыжи не нужно подвигов, поучитесь сначала на учебной трассе. Это будет полезно и вам и окружающим. 

Свои советы и рекомендации по безопасному катанию дал и врач, которому не раз приходилось оперировать пострадавших после неудачного катания. Травматолог Сергей Васильевич Быков имеет не только огромный профессиональный стаж – более 40 лет, но и не понаслышке знаком с горнолыжным спортом. Стаж его катания на горных лыжах более 30 лет.

Какие меры безопасности необходимы на горе?

Обратите внимание на свою экипировку, обязательно нужно соизмерять свои силы, не гонять, выбирать участки, где вы можете удержать лыжи, не лезть на сложные участки без необходимого опыта. Совет от горнолыжника —  объезжать сноубордистов, потому что они непредсказуемый народ, могут сесть посредине горы. Так девочка — сноубордистка погибла в Междуреченске 4 года назад. И даже, если вы умеете кататься, нужно быть бдительным. У меня знакомая опытная горнолыжница, в нее въехал мальчик не умеющий кататься. Он несся по прямой, не мог свернуть – итог перелом голени она получила.

Насколько легко получить травму на склоне?

Если турист катается в алкогольном опьянении, то получить травму очень легко. Ведь скорость реакции замедляется, а чувство страха притупляется. Такие люди очень опасны не только для себя, но и особенно для других катающихся.

Насколько важно кататься в шлеме?

Шлем – это необходимость. Посмотрите любые спортивные соревнования. Ни один спортсмен не едет без шлема. А ведь они профессионалы и отлично владеют лыжами или сноубордом. Думать, что шлем спасет вас от всего и явно рисковать не стоит. От некоторых травм он не может спасти. Вот, например, Шумахера же шлем не спас. При переломе шеи шлем тоже никак не поможет, а вот от ушибов и сотрясений спасет. 

И в заключении публикуем Белый кодекс FIS (Международной Федерации Лыжников) — для предотвращения несчастных случаев при катании. Именно его называют идеальной моделью поведения для ответственного и осмотрительного лыжника и сноубордиста.

Правило 1. Уважай окружающих

Лыжник или сноубордист должен вести себя таким образом, чтобы не подвергать опасности и не наносить ущерб окружающим.
Комментарий FIS: Лыжник или сноубордист ответственен не только за свое поведение, но и за неисправность своего снаряжения. Это так же относится к использованию новинок — недавно разработанного снаряжения.

Правило 2. Контроль скорости и направления движения

Лыжник или сноубордист должен двигаться управляемо. Его скорость и способ спуска должны соответствовать его личным возможностям, преобладающим условиям: склону, снегу, погоде и количеству народа на склоне.

Комментарий FIS: Столкновения часто случаются из-за того, что лыжники или сноубордисты едут слишком быстро, не следя за окружающими, не замечая их. Лыжник или сноубордист должен быть способен останавливаться, поворачивать и двигаться внутри границ своего поля зрения. В переполненной людьми области склона или в месте, где видимость ограничена, лыжник должен ехать медленно, особенно на границе крутого склона, в нижней части трассы и в области около подъемников.

Правило 3. Выбор направления

Лыжник или сноубордист, приближающийся сзади, должен выбирать направление движения таким образом, чтобы не подвергать опасности лыжника или сноубордиста впереди. 

Комментарий FIS: Горные лыжи и сноуборд это свободный спорт, где каждый может ехать где и как ему нравится, при условии, что он соблюдает настоящие правила и соизмеряет свое катание со своими возможностями и условиями на склоне. Лыжник или сноубордист, едущий впереди, имеет приоритет. Лыжник или сноубордист, едущий позади другого в том же направлении, должен сохранять достаточную дистанцию между ним и другим лыжником или сноубордистом для того, чтобы едущий впереди лыжник мог выполнять все свои движения свободно, в том числе падать.

Правило 4. Обгон

Лыжник или сноубордист может обгонять другого лыжника сверху, снизу, справа или слева, при условии, что он оставляет достаточно свободного места обгоняемому лыжнику для любых намеренных и непреднамеренных движений.

Комментарий FIS: Лыжник или сноубордист, обгоняющий другого лыжника, полностью ответственен за то, что выполняемый им маневр не создаст никаких сложностей для лыжника (в т.ч неподвижного), которого он обгоняет. Эта ответственность сохраняется за ним до тех пор, пока обгон не будет выполнен.

Правило 5. Выход, начало движения, движение вверх по склону

Лыжник или сноубордист, выходящий на размеченную трассу или начинающий движение после остановки или движущийся вверх по склону, должен посмотреть вверх и вниз по склону для того, чтобы убедиться, что он может начать движение, не создавая опасности для себя и окружающих.

Комментарий FIS: Опыт показывает, что выход на трассу и начало движения после остановки часто являются причиной несчастных случаев. Чрезвычайно важно, чтобы лыжник или сноубордист выходил на трассу внимательно и аккуратно, не создавая помех и не подвергая опасности себя и окружающих. Когда лыжник начал движение, даже медленное, он имеет преимущество, в соответствии с Правилом 3, перед более быстрыми лыжниками, приближающимися сверху или сзади.

Правило 6. Остановка на склоне

За исключением чрезвычайной необходимости лыжник или сноубордист должен избегать останавливаться на склоне в узких местах или там, где видимость ограничена. После падения в таких местах лыжник или сноубордист должен как можно быстрее освободить склон.

Комментарий FIS: За исключением очень широких трасс остановки должны выполняться на краю трассы. Лыжник или сноубордист не должен останавливаться в узких местах и там, где другим будет сложно его увидеть сверху.

Правило 7. Подъем и спуск без лыж

Лыжник или сноубордист, поднимающийся вверх, как на лыжах так и без, а также спускающийся вниз без лыж должен придерживаться края трассы.

Комментарий FIS: Движение против основного направления может создать неожиданную помеху для лыжников и сноубордистов. Следы от ног повреждают склон и могут создать опасность для лыжников и сноубордистов.

Правило 8. Помощь

При несчастном случае долг каждого лыжника или сноубордиста оказать помощь пострадавшему.

Комментарий FIS: Это основной принцип для всех спортсменов, они должны оказывать помощь пострадавшим при несчастном случае вне зависимости от того, возложена на них такая обязанность по закону или нет. Немедленная первая помощь должна быть оказана, соответствующие службы оповещены, а место, где произошел несчастный случай, помечено для предупреждения других лыжников. FIS выражает надежду, что все происшествия и нарушения правил движения на склоне будут подпадать под действие законодательства, близкого к тому, которое используется при разборе дорожно-транспортных происшествий, и что аналогичные взыскания будут налагаться на нарушителей во всех странах, где подобное законодательство еще не действует.

А наш совет простой. Берегите себя, чтобы катание приносило только радость и восторг!