Фрирайд не за горами, а в горах Шерегеша

Фрирайд – сколько в этом всего. И хотя энциклопедии вполне однозначно расшифровывают это слово — фрирайд (от англ. free ride — свободная езда) — спуск, как правило, с естественных возвышенностей и гор вне подготовленных трасс, разве можно уместить это понятие в эти несколько слов. Не будем думать над тем, что значит фрирайд для всех, решим, что это для каждого.

Первое, что каждому приходит в голову – фрирайд – это снег. И не просто снег, а горы снега в горах. Еще фрирайд – это свобода, то волшебное чувство, когда ты один на один со снегом, горами, самим собой.    

А еще – это скорость, адреналин, лес, друзья, события, которые еще долго вспоминаются и всегда есть что рассказать или то, что не передать словами. Продолжать можно бесконечно и хочется сразу ощутить это вновь.

Говорить о фрирайде в Шерегеше в самом начале сезона – самое время, ведь где еще в конце ноября – начале декабря выпадает столько снега.

Разбираемся в особенностях и сюрпризах свободного катания в начале сезона, следуя советам Антона Лементуева. Антон — фрирайдер, горнолыжник с 25-летним стажем, заведующий всем, гид и основатель проекта "Снегокот" (сноукэтскиинг на Викторьевке и Северном мустаге с 2011 года) компании Snow-Trip.

 

Антон, расскажите об особенностях фрирайда в самом начале сезона. И можете дать свои советы фрирайдерам – организованным и неорганизованным.

Едва ли найдется в России такое место, где так рано выпадает так много снега и есть подъемник, где есть такие замечательные поросшие лесом склоны, как Шерегеш. По этой причине в начале сезона в Шерегеше встречаются ценители свежего снега со всей страны. При этом ведь, Шерегеш практически (но не полностью) безопасен, с точки зрения рисков попадания в лавину. Но не стоит забывать, что фрирайд в начале сезона имеет особенности, присущие, например, именно Шерегешу.

Пожалуй, самая серьезная из низ – незамерзшие ручьи. В Шерегеше очень часто ручьи и небольшие речки текут через завалы огромных камней, а погода в это время такова, что морозы не успевают сковать открытую подвижную воду. В результате во многих местах снег не образует мосты над водой, но накапливается на берегах, образуя высокие вертикальные стены. В начале декабря они могут достигать глубины более 2 метров. При этом такие «ловушки» человек может увидеть в самый последний момент. Если у фрирайдера не хватает мастерства кататься без падений или умения перепрыгивать такие внезапные препятствия, если он не умеет мгновенно менять траекторию, то он рискует оказаться в такой яме. Отсюда вытекают два очень важных правила:

Правило первое: Кататься группой. Хотя бы вдвоем.

Правило второе: Учиться кататься в лесу! Уметь менять траекторию в любой момент, уметь перепрыгивать и не падать в лесу.

При этом кататься вдвоем – это не значить дунуть вниз со старта и ждать напарника (напарницу) внизу. Нет. Это значит быть командой, т.е. следить друг за другом, уметь ждать и уметь делать остановки. Нужно заранее принять тот факт, что все что угодно может случиться в лесу, но, боже упаси, не запариваться на эту тему. И все же брать с собой аптечку, термос с чаем, заряженный смартфон с прогруженной картой, теплую пуховую жилетку, спасательное одеяло (все это ничего не весит и ничего не стоит по сравнению с тем, чего оно стоит и весит, когда оно действительно нужно) иметь понимание алгоритма действий в случае неприятностей. Обязательно кататься в шлеме, желательно с рюкзаком или защитой спины, а уж если с наколенниками и вообще в защите, то это просто великолепно.

Задайте себе вопрос: что я буду делать если…

  1. Мой друг потеряется.
  2. Потеряюсь я под вечер и мне придется долго идти по пояс в снегу.
  3. Кто-то получит травму и не сможет идти долго по пояс в снегу.

Пусть это станет задачей планирования, а не разруливания, когда время идет на часы и минуты, когда решение пойти влево или вправо может многого стоить. И пусть это не будет занудством или настроем заранее на провал, ибо провал планируют те, кто ничего не планирует.

Да, это случается редко, и обычно это не случается с нами. Да, обычно это не я и не сегодня. Но иногда это правило изменяет, и оно не предупреждает накануне.

Несколько меньшую, на мой взгляд, опасность несут слабо укрытые снегом большие камни. Они же — фактор формирования такого веселого декабрьского рельефа в Шерегеше, которого не сыщешь, например, в марте или даже феврале. Это те самые снежные «булки», крутые сбросы, бревна.

Еще важный фактор, влияющий на успешный и долгий сезон фрирайдера – его физическая подготовка. Необходимо делать разминки, растяжки, выполнять различные комплексы ОФП, разработанные специально для райдеров.

А когда фрирайдеры – профессионалы открывают сезон и какое лучшее время для фрирайда?

На мой взгляд, лучшее время и место для фрирайдера в начале сезона – это Шерегеш. Каждое время в сезоне по-своему прекрасно, но именно декабрьский шерегеш это такое сказочное время, когда так часто идет снег, когда так тепло и когда так много друзей со всей страны собираются в одном месте, взрывая днем шерегешские леса, а по вечерам все обсуждают прошедший день и планы на грядущий год, глядя на падающий снег за окном.  Для меня это лучшее время, и с ним связаны, наверное, самые добрые воспоминания и переживания.

Безусловно, лучшее время для фрирайдера в декабре – это Шерегеш!

Ну что еще можно добавить? Воспользуемся советами профессионала и ждем снег, много-много снега!

За фото БОЛЬШОЕ СПАСИБО Snow-Trip.ru Клуб Снежных Путешествий.