Шерегеш как место подготовки к мировым чемпионатам

Они превратили катание в дело всей своей жизни. Самые титулованные российские фрирайдеры Иван Малахов и Анна Орлова готовы покорять новые вершины – горные и вершины пьедесталов лучших мировых чемпионатов. Сразу после нового года им предстоят серьезные старты Freeride World Qualifier, на которые они едут после 1,5 месячных тренировок в Шерегеше.

Анна Орлова — многократная победительница международных и российских соревнований по фрирайду, входит в тройку лучших сноубордисток мира по версии Freeride World Qualifier 2015 и 2016, райдер команды Roxy, Giro и CEP.

Иван Малахов – призер чемпионата мира по фрирайду, чемпион России по фрирайду, райдер команды Columbia, Head, Giro.

Для первых снежных тренировок вы выбрали именно Шерегеш. Что здесь особенного, ведь вам есть с чем сравнивать, вы катаетесь на многих российских и зарубежных горнолыжных курортах.

Анна Орлова:

Шерегеш мы выбрали по совокупности причин. Здесь одно из самых ранних мест, где снег выпадает. Если говорить про сибирские курорты, то этот самый развитый. Здесь много подъемников, гостиниц, типов жилья и можно комфортно кататься и тренироваться. Мы раскатываемся перед соревновательным сезоном, надо много кататься и такое возможно только в Шерегеше. Ведь снег с начала ноября – такого нет нигде в России, да и в мире редко случается.

Иван Малахов:

Главная причина – раннее залегание снега. И в отличие от многих мировых горнолыжных курортов, Шерегеш отличается тем, что здесь горнолыжный спорт очень доступный. Ски пассы и проживание доступны широкому кругу катающихся, кроме того здесь нам помогает Каскад – подъем.

Насколько фрирайд в Шерегеше безопасен с точки зрения профессионалов?

Анна Орлова:

Фрирайд не может быть безопасным. Поэтому нужно осознавать риски. Они всегда есть, абсолютно. Сколько бы снега не было и чем больше его, тем больше рисков.

Иван Малахов:

Самая большая тема, которую мы хотели поднять — это то, что в Шерегеше никто почти не относится серьезно к своей безопасности. Не переоценивайте свои возможности. Здесь бывают лавины, травмы в лесу — возможны. Люди этого не понимают и даже не знают  телефон спасателей или не могут объяснить где они находятся. В Шерегеше есть несколько мест, где легко заблудиться и это регулярно происходит.

Какие советы дадите фрирайдерам?

Анна Орлова:

Катайтесь в группе, знайте телефон спасателей. Если вы не знаете местность, не катайтесь по следам, потому что следы могут быть такого же неопытного человека и привести куда угодно. В Шерегеше много новичков, которые пренебрегают занятием с инструктором, а эта база, которую очень важно заложить, потому что если не научится основам, прогрессировать сложно плюс это увеличивает риск травмироваться. Инструктор – это не только человек, который учит как поворачивать и т.п, это человек, который объясняет как нужно себя вести на склоне, знакомит с курортом, рассказывает про подъемники, правила катания, как в дорожно- транспортном движении.

Иван Малахов:

Нужно заниматься фрирайдом с гидами или в школах фрирайда. Под присмотром опытных людей, которые расскажут обо всех опасностях и покажут места для катания. Нужно использовать защиту и поэтапно обучаться. Нельзя перепрыгивать через ступеньки. Совет кто хочет встать на лыжи или сноуборд — нельзя начинать без инструктора. Но, и здесь можно сэкономить — день заниматься с инструктором, день закреплять навыки, на третий день опять заниматься с инструктором. Мы встречаем в сложных местах курумника людей, которые вообще не умеют кататься. Они не должны были там оказаться и это странно. Люди пересекают зону фрирайда в Шерегеше траверсом слева направо или справа налево не используя возможности, которые рельеф дает. Нужно сначала научиться кататься на трассе с инструктором, без инструктора это закрепить, еще раз с инструктором, еще раз закрепить, потом свернуть с трассы на 2 метра и так далее, постепенно.

Может ли человек, катаясь только на одном курорте стать звездой фрирайда?

Анна Орлова:

В Шерегеше можно научится хорошо кататься, но чтобы прогрессировать во фрирайде необходимо тренироваться в разных условиях. Например, в высокогорье, чего здесь нет. Здесь можно отточить технику катания на трассах, кататься по лесу, по буграм, но все равно необходим опыт в больших горах, где проходят соревнования. В Альпах совершенно другие масштабы, уклоны и размеры гор. Базу можно заложить на одном курорте, но потом надо прогрессировать, расширять свои возможности повсюду.

Иван Малахов:

Я учился на совсем коротких горочках в Смоленске, но потом стал много путешествовать и приобрел необходимый опыт. Поэтому в целом да, 90% можно здесь научиться, но потом свои навыки нужно развивать в разных горах.

Некоторые считают, что быть профессиональным райдером – просто мечта. А насколько это сложно?

Анна Орлова:

Когда ты прорайдер, то ты занимаешься любимым делом – это прекрасно, но это еще и работа. Надо налаживать отношения со спонсорами, это очень сложно, соревноваться – тоже тяжело, ведь бывают не только победы, но и поражения, а еще травмы и лавины. Риски велики, поэтому это не так просто и психологически и физически. Наш годовой бюджет человек может потратить за одну поездку в Европу. А мы научились экономно существовать. Поэтому нам каждая победа важна не только с точки зрения амбиций, но и с точки зрения выживания. Мы сами себе менеджеры, организаторы, тренеры.

Иван Малахов:

В России мало кто понимает, что это работа, не понимают, что для этого нужно много делать и легкомысленно к этому относятся. Это такая же работа, как и любая другая. И в России наша самая большая проблема заключается в том, что фрирайд – не олимпийский вид спорта и государство его не финансирует, а в России лучший спонсор – государство. И люди, которые находятся в сборной России по горным лыжам и по сноуборду в олимпийских дисциплинах  получают зарплату и могут делать тренировочные выезды по всему миру, например, в Канаду, Южную Америку. А мы там не были ни разу, потому что это слишком дорого для нас. Мы катаемся много где, но укладываемся во многократно меньший бюджет. И наше финансирование об этом никто не думает, но это больной вопрос. Например, во Freeride World Qualifier максимум, который я могу выиграть 1500 евро за 1 место в 4 звезды и это очень трудно сделать. В женском сноуборде за 1 место приз 1000 евро. В нормальной команде должен быть тренер, массажист, менеджер, пресс-атташе, а мы должны делать всю эту работу сами. И когда в соцсетях все радуются нашим победам, никто не думает каким образом это достигается.

А есть ли шансы у фрирайда на попадание в олимпийский вид спорта?

Анна Орлова:

Новые виды спорта очень редко попадают, попал серфинг пробно, возможно организаторы чемпионата мира по фрирайду об этом сейчас думают, но мы об этом узнаем постфактум.

Иван Малахов:

После того, как начали проводить этап соревнований по фрирайду в Японии, получается, что теперь они проходят на всех континентах, а это один из главных олимпийских принципов. Когда соревнования проводятся на всех континентах, вид спорта может претендовать на попадание в олимпийский вид. При этом популярность фрирайда она намного выше например могула – классического вида фристайла, объективно этим видом спорта занимаются мало людей, гораздо меньше, чем фрирайдом. И он не доступен для всех.

Актуален ли для вас вопрос кто круче: лыжник или сноубордист. 

Анна Орлова:

Не важно какой снаряд, круче тот, кто умеет кататься, контролирует процесс, уважителен ко всем на склоне. Нужно развиваться в том, что тебе нравится и наслаждаться катанием, а не борьбой какой-то. Все эти споры глупость.

Иван Малахов:

Я не понимаю, почему в Шерегеше и в России больше сноубордистов, чем лыжников. Как-то так сложилось, через рекламу, воздействия СМИ что сноуборд – это круче, чем лыжи и в России это прижилось, а везде в мире катаются больше на лыжах. И нигде такого нет, что так много сноубордистов. Крутость лыж недооценена в России.

Какие соревнования вам предстоят в этом сезоне?

Анна Орлова:

Мне предстоят соревнования  Freeride World Qualifier Этап 4*. Победа или призовое место в которых помогает пробиться на чемпионат мира, готовлюсь очень упорно, потому что 2 года подряд занимала 2 место в мире, а мне нужно занять 1. Соревнований очень много, но выбираю только самые высокозвездные, только они имеют значение в борьбе за высокий рейтинг. Их 7 и я хочу посетить все. Практически каждые 2 недели будут соревнования.  

Иван Малахов:

Мне предстоят 3 этапа соревнований в чемпионата мира по фрирайду в Андорре (Вальнорд), Шамони (Франция) и Австрии (Фибербрун), по итогам которых решится поеду я на финальные этапы на Аляску и Вербье или нет. А вообще соревнований очень много, они проходят в Европе с января по апрель каждые выходные.

 

Спасибо за интересные ответы и новых побед!

 

Фото: Андрей Британишский.